МБДОУ Центр развития ребёнка Детский сад №5 «Умка» г.Ессентуки

Родительская страничка

Всё, что вы хотели узнать, но боялись спросить

Детские капризы и истерики

Капризы – это особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, в необоснованном сопротивлении требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем (Л.Г. Гуслякова, С.Г. Чудова)

Капризы проявляются в:

  1. Упрямстве;
  2. Негативизме (стремление сделать по-своему назло родителям);
  3. Ярких эмоциональных реакциях протеста;
  4. Агрессии и аутоагрессии.

Причины капризов:

  1. Недомогание ребенка;
  2. Усталость;
  3. Возрастные особенности (кризисные периоды);
  4. Ошибки воспитания (чрезмерная любовь или дефицит внимания);
  5. Непоследовательность, отсутствие единства требований к ребенку;
  6. Отсутствие разумных ограничений в жизни ребенка;
  7. Истерика как способ достижения цели.

Стратегии поведения родителя в период истерики:

  1. Дать возможность реакции угаснуть самостоятельно;
  2. Если ребенок наносит травмы другим детям или мешает другим людям, физически изолировать ребенка;
  3. Сохранять внутреннее и внешнее спокойствие. Не усиливать состояние ребенка своей паникой;
  4. Не поддерживать демонстративность поведения ребенка своей демонстративностью;
  5. Обсуждение поведения и воспитание ребенка отложить на более поздний период;
  6. Проанализировать свои отношения с ребенком на предмет не эффективного воспитания

Профилактика истерик и капризов:

  1. Правильная реакция родителя на сильные чувства и эмоции ребенка.
    Взрослые не переносят, когда дети:
    • Злятся
    • Плачут, горюют,
    • Боятся.
    Не эффективная стратегия поведения родителя: попытка остановить эти чувства запретом, приказом, криком, отвлечением на что-то иное.
    Гашение сильной эмоции и чувства не приводит к его угасанию, оно «откладывается» и «уходит» вглубь ребенка.
    Эффективная стратегия поведения родителя: дать ребенку возможность прожить чувство до конца, принять и поддержать его (дети, правда, боятся, я понимаю ты злишься и на твоем месте злился бы каждый и т.д.)
  2. Родительская любовь должна быть адекватной.
    Любви не должно быть слишком много, и не должно быть слишком мало.
    Истерика часто – это попытка привлечь к себе внимание взрослого любой ценой. Порой как единственно приемлемый способ «докричаться» до родителей, стать им заметным, прокричать о своей потребности.
  3. Разумная система требований и ограничений.
    Мы ограничиваем ребенка, когда предъявляем ему свой запрет. Запрет – это некоторая граница, которую ставит родитель, чтобы оградить своего ребенка от неприятностей и защитить от возможной беды.
    В силу особенностей, ребенку очень важно понимать, что можно делать, а чего нельзя. Это дает ему ощущение безопасности, спокойствия и того, что рядом есть кто-то сильный и взрослый кто о нем заботится и защищает.

Две ошибки родителей:

• Чрезмерные запреты, которые приводят к тому, что ребенок силой и истерикой продавливает родителя, дабы получить желаемое. Часто подключаются манипулятивные методы.
• Либеральный стиль воспитания и отсутствие запретов. Вседозволенность рождает в ребенке тревогу, беспокойство и полевое поведение. Ребенок начинает провоцировать родителя своим поведением на запрет, для того, чтобы понять: все в порядке.

Запреты должны быть адекватны возрасту ребенка, его возможностям, согласованны между мамой и папой, последовательны и основываться на традициях и правилах, принятых в семье.

Как правильно запрещать ребенку:

1. «Я тебе запрещаю это, потому что …» И объяснить почему. Достаточна одного объяснения, в последующий раз просто сказать: «ты знаешь почему нельзя.»
2. Чем проще и четче сформулирован запрет или требование, тем легче и проще он воспринимается ребенком.
3. Нельзя унижать и стыдить.
4. Выдерживать обратную реакцию ребенка (слезы, злость, обиду и т.д.) Помнить, что реакция ребенка естественна и разделять ее.
5. Не ставить ту границу, которую вы не способны выдержать. . поставив запрет, ни в коем случае нельзя менять своего решения.
6. Менять решение можно только в том случае, когда ребенок вступил с вами в переговоры и они закончились успешно.

korr75 gosusl75 gosuslugi sk75 ocenka75 onf75